
Расписка о получении первоначального взноса за квартиру по ипотеке – это юридически значимый документ. Рассмотрим особенности оформления и обращения с бланками, используемыми для письменного подтверждения операций с деньгами.
Нужна ли расписка при покупке жилья по ипотеке
Письменная расписка нужна для:
- безопасного выполнения сделок с ценным имуществом;
- подтверждает факт передачи (получения) денег;
- является убедительным свидетельством выполнения финансовых обязательств по договору;
- используют в качестве доказательства при рассмотрении спорных ситуаций в судебных инстанциях.
Значимость и назначение бумаги понятно из описания оформления ипотеки по типовому алгоритму:
- подтверждение серьезности намерений: покупатель передает продавцу задаток, договаривается об отсрочке;
- определенный сторонами временной интервал используется для получения займа;
- окончательный расчет выполняется с учетом предварительно переданных денежных средств.
Приобретение с занижением цены
Схему с уменьшением стоимости применяют для минимизации базы налогообложения. Обязательства перед государством не распространяются на недвижимость, которой владеют более трех (пяти) лет. В других случаях применяют стандартную ставку 13% от полученного дохода.
Продавцу выгодно указать цену продажи ниже реального значения. Одновременно приходится учитывать обязательное указание точных данных о параметрах сделки в документах при оформлении ипотеки. Решают это следующим способом:
- одну расписку составляют на сумму, указанную в договоре купли-продажи как предварительная часть оплаты;
- во второй указывают особое назначение переданных денег (для улучшения эстетических параметров или др.);
- после успешного завершения сделки уничтожают «лишний» документ.
Следует понимать незаконность подобных операций. Умышленное уменьшение базы для налогообложения карается штрафом:
«в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога…, но не менее сорока тысяч рублей» (НК РФ, статья 120, п. 3).
В такой ситуации виновными будут признаны обе стороны сделки: покупатель и продавец.
Иные возможные неприятности:
- увеличение времени на проверку банком;
- отказ выдачи ипотеки;
- мошеннические действия продавца.
Последствия при расторжении сделки
Схему с двойными расписками не будут заверять нотариально. При расторжении сделки сложно доказать факт передачи денежных средств, вернуть их обратно. Обращение в судебные инстанции сопровождается оглаской тайного соглашения.
Требования к составлению расписки
Нотариальное заверение документа в соответствии с действующим законодательством не требуется. Приведенная ниже форма расписки является только примером, который допустимо трансформировать с учетом особенностей реальной ситуации.
Рекомендуется указать в тексте следующие детали:
- цифрами и прописью общую сумму передаваемых денег с наименованием валюты (рубли, доллары США или др.);
- идентификационные данные участников сделки (свидетелей);
- сведения о недвижимости (адрес, регистрационный номер в ЕГРН);
- дату составления.
Завершающей фразой получатель подтверждает получение суммы в полном размере, отсутствие претензий к покупателю.
Как написать расписку при покупке квартиры под ипотеку
Если нет расписки в получении денег, доказать мошенничество будет сложно или вовсе невозможно. Чтобы минимизировать проблемы с оформлением применяют банковское перечисление на именной счет продавца.
При составлении специалисты рекомендуют следующие меры безопасности:
- написание в письменном виде «от руки» лично получателем;
- использование качественных пишущих средств (предотвращение махинаций с «исчезающими» чернилами);
- предварительное составление примера расписки опытным юристом;
- заверение в нотариальной конторе в присутствии свидетелей;
- исключение помарок, исправлений, плохо читаемых символов.
Образец расписки при ипотеке
Скачать: Бланк расписки.doc